Наиболее эффективным механизмом сохранения разнообразия животного мира является формирование и обеспечение устойчивого функционирования системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

С давних времен в отношении природных территорий, в том числе, в той или иной степени охраняемых, бытовал исключительно потребительский подход. Ярким примером такого отношения может служить Беловежская Пуща. Первые сведения о ней как охраняемой территории относятся к началу XV века. С этого времени пуща неоднократно меняла свой статус: от охотничьего угодья великих князей литовских, затем российской императорской фамилии; до заповедника и только в наши дни стала национальным парком, основная цель которого – сохранение биоразнообразия.

После установления советской власти на территории Белорусской ССР в 1925 г. был образован Березинский биосферный заповедник в целях сохранения речного бобра. Первыми заказниками Белорусской ССР стали государственные охотничьи заказники «Борисовский», «Любчанский», «Березинский», «Чериковский» и «Чечерский» (объявлены 1949, 1951 и 1956 гг.). В 1960 г. были объявлены охотничьи заказники «Козьянский», «Ленинский», «Налибокский» [1]. Основная цель этих заказников – охрана охотничьей фауны.

В 1970-е годы практиковалась разработка кратких научных обоснований для объявления заказников. На основании этих документов в 1979 г. республиканскими заказниками были объявлены такие природные комплексы с уникальной фауной как заказники «Ельня», «Дикое», «Выгонощанское», «Заозерье», а затем ряд озерных заказников («Ричи», «Долгое», «Белое») и заказников-клюквенников на базе верховых болот («Заболотье», «Фомино» и др.). К началу 80-х годов на территории Белорусской ССР существовало 4 заповедника (включая 2 государственных заповедно-охотничьих хозяйства, которые приравнивались к заповедникам) и 54 заказника площадь которых в сумме составляла около 4,3% её территории. Специального законодательства, регулирующего развитие и функционирования системы особо охраняемых природных территорий, в Советском Союзе не существовало.

Отход от чисто потребительского отношения к ценным природным комплексам, постановка во главу угла задачи сохранения их как целостных экосистем наглядно проявился в начале 1980-х годов. К этому периоду относится и начало планомерного развития системы особо охраняемых природных территорий: в первой половине 1980-х годов была разработана и в 1983 г. утверждена правительством первая «Схема рационального размещения охраняемых природных территорий по БССР на период до 1990 года» (Схема 1983 года).

Рассматриваемая Схема была разработана Институтом градостроительства – головной научной организацией в области территориального планирования. Комплексный научно-обоснованный подход к разработке документа был обеспечен за счет привлечения к работам ведущих научных организаций республики – Института экспериментальной ботаники АН БССР, Института геохимии и геофизики АН БССР, Института торфа АН БССР, Института зоологии АН БССР и Центрального ботанического сада АН БССР. На начало разработки Схемы 1983 года (по состоянию на 01.01.1980 г) на территории БССР существовало 58 ООПТ общей площадью 885 тыс. га, что составляло около 4,3% территории республики, в том числе: 4 заповедника (включая 2 государственных заповедно-охотничьих хозяйства) и 54 заказника. В ходе разработки Схемы был сделан вывод, что общая площадь территорий природоохранного назначения должна составлять не менее 10-13% территории страны.

Схемой 1983 года предполагалось на первую очередь (до 01.01.1985 г.) довести общую площадь ООПТ до 1444 тыс. га (около 7% территории республики). К концу расчетного срока намечалось расширение Припятского ландшафтно-гидрологического заповедника, создание четырех природных национальных парков: Белая Русь, Браславский (Браславские Озера) и Нарочанский, а также Полесский (за пределами расчетного срока). Предполагалось, что на первую очередь число заказников достигнет 70, а их суммарная площадь составит 1030 тыс. га. [1]. Режим использования территории ООПТ устанавливался на основании Типового положения, утвержденного Постановлением Госплана СССР и ГКНТ от 27 апреля 1981 г.

Ожидаемый ущерб сельскому и лесному хозяйству оценивался по последствиям введения необходимых режимов охраны и был признан несущественным. В рамках реализации схемы были разработаны в 1982-84 гг. технико-экономические обоснования проектов планировки государственных природных паров «Белая Русь», «Нарочанский» и «Браславский», но решений об их объявлении не последовало.

По примененным методическим подходам, масштабности исследований, привлечению широкого круга специалистов, а также вовлечению в процесс разработки, утверждения и планируемой реализации государственных органов и организаций разработка схемы не имеет себе равной. В разработке Схемы участвовали такие корифеи белорусской науки как Виктор Иванович Парфенов, Дмитрий Степанович Голод, Иван Иванович Лиштван. Схема представляет собой уникальный документ. Многие из предложенных планировочных решений, параметры развития системы особо охраняемых природных территорий, и в особенности, мероприятия по реализации Схемы не утратили своей актуальности в настоящее время. В частности, это касается обоснования необходимости разработки региональных (областных) схем, установления основных путей миграции животных.

В соответствии со Схемой в 1986-1991 гг. были образованы такие ценные с точки зрения охраны фауны заказники как «Споровский», «Селява». В тот же период по предложению Института зоологии были объявлены заказники «Простырь» и «Лебяжий» (важность последнего заключается в том, что он находится в черте г. Минска). Фактически на 1.01.1985 г. в Беларуси существовало 63 ООПТ общей площадью 883 тыс. что было на 40% меньше запланированных показателей.

После утверждения Схемы 1983 года постепенно формируется более взвешенный подход к созданию новых охраняемых природных территорий. Правительством утверждается для каждого нового объекта индивидуальное Положение. Возникает практика подготовки научных обоснований решения о создании новых ООПТ.

В условиях становления суверенитета Беларуси начинается процесс формирования национального законодательства в области особо охраняемых природных территорий. В октябре 1994 г. принят Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых территориях и объектах», регулирующий практику их объявления и функционирования. Закон обеспечил упорядочение категорий ООПТ, в нем была закреплена норма, в соответствии с которой развитие ООПТ осуществляется на основании Схемы рационального размещения охраняемых природных территорий. Структура и режим каждой конкретной территории определялся специальным документом – Положением. Предусматривалась возможность резервирования территорий для объявления ООПТ.

Во исполнение требований Закона в кратчайшие сроки была разработана и в марте в 1995 г. утверждена Правительством Схема рационального размещения ООПТ Республики Беларусь до 1 января 2005 г (Схема 1995 г). Схема была разработана силами специалистов Минприроды с привлечением экспертов из отдельных научно-исследовательских и проектных организаций. На момент утверждения Схемы 1995 г. на территории Беларуси существовало 79 ООПТ которые занимали около 3,8% площади страны. Сокращение фактической площади ООПТ республиканского значения по отношению к 1981 году произошло за счет преобразования Телеханского государственного заповедно-охотничьего хозяйства в экспериментальное лесоохотничье хозяйство, исключения ряда объектов или снятия с учета как особо охраняемых.

Схемой 1995 г. предусматривалось к концу расчетного срока (01.01.2005 г.) довести общую площадь ООПТ республиканского значения до 8,5% от территории страны. При этом планировалось, что на территории республики будет функционировать 2 заповедника; 8 национальных парков, а также 111 республиканских заказников. Схема достаточно успешно реализовывалась и по состоянию на 1.01.2005 г. площадь ООПТ Республики Беларусь составила 7,9% территории страны, в том числе, площадь ООПТ республиканского значения – около 6%. В рамках реализации Схемы были объявлены Национальный парк «Браславские озера» и Национальный парк «Нарочанский». В 1996 году Припятский государственный гидрологический заповедник был преобразован в Национальный парк «Припятский». В процессе реализации Схемы были объявлены такие заказники как «Ольманские болота», «Званец» и «Сервечь», получившие, в том числе, статус Рамсарских территорий.

В 2000 году истек срок функционирования охотничьих заказников, объявленных Постановлением СМ БССР от 12.11.1980 г. В результате заказники «Ленинский», «Чериковский» и «Чечерский», инвентаризация которых не была проведена, автоматически прекратили свое функционирование; заказники «Козьянский» и «Освейский» в соответствии со Схемой были преобразованы в одноименные ландшафтные заказники. В результате истечения срока функционирования охотничьих заказников под угрозой оказался природный комплекс заказника «Налибокский», который лишался статуса ООПТ. Поскольку процедура объявления на его базе национального парка требовала времени, было принято и реализовано решение о временном объявлении рассматриваемой территории заказником местного значения. Только в 2005 году, за пределами срока реализации Схемы, после завершения сложнейшей процедуры согласования был объявлен республиканский ландшафтный заказник «Налибокский».

В процессе реализации Схемы 1995 года отчетливо проявились трудности, связанные с объявлением заповедников и национальных парков, которые находились в ведении Управления Делами Президента и объявление которых требовало частичного изъятия земель из хозяйственного использования

Во многом поэтому положения Схемы об объявлении заповедника на основе гидрологического заказника «Ельня», а также Национальных парков «Белая Русь» и «Свислочско-Березинский», несмотря на широкие дискуссии на различных уровнях, так и не были реализованы. Более успешно проходила реализация Схемы в отношении создания заказников, хотя фактические показатели все же отставали от плановых. За период с 1995 по 2005 года в рамках реализации Схемы был создан 31 заказник, в т.ч. 13 ландшафтных, 12 биологических и 6 гидрологических. При этом явственно проявились недостатки Схемы. С одной стороны, вне схемы был создан целый ряд заказников, природные комплексы которых представляли исключительную ценность для сохранения животного мира страны: «Средняя Припять», «Старица», «Прибужское Полесье», «Ольманские Болота», «Котра», «Лунинский» и др. С другой стороны, целый ряд территорий, включенных в Схему, как показали исследования, не обладал даже минимально ресурсами, необходимыми для объявления ООПТ: «Арлейский», «Лучский», «Старобинский» и др. [2]

Последним заказником, объявленным в рамках реализации Схемы 1995 года, стал заказник «Подвеликий Мох». Поскольку следующая Схема ООПТ была утверждена лишь 29 декабря 2007 г. работы по созданию новых особо охраняемых природных территорий на территории страны были приостановлены на 3 года.

Новая редакция Закона «Об особо охраняемых природных территориях», была принята в мае 2000 года. ООПТ стали рассматриваться как территориальные единицы; была закреплена процедура подготовки и принятия решений об их объявлении и преобразовании. Законом было подтверждено положение о том, что государственное планирование ООПТ осуществляется на основе Схем, предусмотрена возможность создания государственных природоохранных учреждений для управления заказниками. Во исполнение положений Закона в начале 2000 годов было создано 24 государственных природоохранных учреждения для управления заказниками, наиболее перспективными для развития туристической и рекреационной деятельности. По состоянию на 01.01.2001 г. общая площадь особо охраняемых природных территорий Беларуси составляла 1567,4 тыс. га или 7,6% от территории страны.

В 2001-2002 годах Минприроды Беларуси утвердило ряд нормативных правовых документов в области ООПТ, которые регламентировали порядок объявления, преобразования и прекращения функционирования ООПТ, составление описаний границ ООПТ [2]. Законодательно был закреплен состав и содержание научного и технико-экономического обоснования (НиТЭО) объявления, преобразования и прекращения функционирования ООПТ как важного наукоемкого документа. С этого момента и до настоящего времени НиТЭО стало основным документом, на основании которого принимаются решения в области функционирования ООПТ.

В 1995 году Республика Беларусь учредила Национальную комиссию по сохранению биоразнообразия, на которую была возложена ответственность за координацию соответствующей деятельности министерств и ведомств. В 1997 году Правительством Республики Беларусь были разработаны и утверждены Национальная стратегия и план действий по охране биологического разнообразия [4]. В указанных документах определены основные угрозы биологическому разнообразию, в том числе животному миру, дана оценка проблем и определены основные направления деятельности в области сохранения биологического разнообразия.

В качестве основных угроз были названы урбанизация, развитие транспорта и дорожное строительство, сельское хозяйство (прежде всего, осушение и распашка земель, расселение инвазивных видов), лесное хозяйство (высокое участие лесных культур, преобладание лесов низкого возраста), охота и рыбное хозяйство, водное хозяйство и мелиорация.

В Национальной стратегии и Плане действий в качестве основных направлений деятельности по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия определены следующие направления: формирование государственной политики, совершенствование законодательной базы, развитие управления и экономического регулирования использования биоразнообразия, развитие системы особо охраняемых природных территорий, совершенствование научно-технической и технологической деятельности, экологическое образование, воспитание и просвещение.

В начале 2000-х годов, следуя мировым тенденциям, в стране начались работы по формированию экологической сети.

Теоретико-методологические положения, первые научные подходы к планированию экологической сети и внемасштабная концептуальная модель экологической сети Беларуси была разработана Институтом градостроительства по заданию Минприроды в 2002 году. В последствии научные критерии выделения элементов национальной экологической сети были разработаны ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам» совместно с ГНУ «Институт экспериментальной ботаники НАН Беларуси» в рамках ГПОФИ «Проблемы устойчивого функционирования природных экосистем, рационального использования, воспроизводства и сохранения биологических ресурсов растительного и животного мира» («Ресурсы растительного и животного мира») на 2006-2010 гг.) [7].

Начиная с 2004 года в Беларуси закрепляется практика скоординированного планирования развития системы ООПТ и экологической сети. В 2004-2005 годах Институтом зоологии НАН Беларуси (ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам») с привлечением других научных организаций была разработана принципиальная Схема экологической сети Республики Беларусь, а также проект Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь на 2006-2015 гг. Основное внимание было направлено на использование потенциала ООПТ в качестве опорных элементов национальной экологической сети, интегрированной в общеевропейскую экологическую сеть.

Основные положения принципиальной Схемы экологической сети Республики Беларусь, а также предложения по дальнейшему развитию системы ООПТ были интегрированы в Государственную схему комплексной территориальной организации Республики Беларусь (ГСКТО), утвержденную Указом Президента Республики Беларусь № 15 от 12 января 2007 г. В ней был приведен перечень наиболее важных охраняемых территорий, формирующих экологическую сеть, а также дано первое официальное определение экологической сети как системы природно-территориальных комплексов со специальными режимами природопользования, обеспечивающей естественные процессы движения живых организмов, энергии, вещества, играющей важную роль в поддержании экологического равновесия и обеспечении устойчивого развития территорий (региона, страны, континента), сохранении биологического и ландшафтного разнообразия. Среди наиболее важных особо охраняемых природных территорий, формирующих ядра экологической сети, наряду с заповедником и национальными парками, были названы такие перспективные ООПТ, как: «Пойма реки Сож», «Ипуть», «Дорожбитка-Свина», «Гайна-Бродня», «Свислочско-Березинский», «Старый Жаден», «Подвеликий мох», «Велута», «Янка», «Жада», «Лебединый мох». Практические все территории, включенные в список наиболее важных, к настоящему времени объявлены как республиканские или местные заказники. Исключение составляют перспективные заказники «Пойма Львы», «Данилевичский», «Лельчицы», «Хованщина», «Лебединый мох».

В 2006-2007 годах в связи с ориентацией экономики страны на интенсификацию лесного и сельского хозяйства территориальный рост системы ООПТ был замедлен. В связи с этим Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь на 2006-2015 гг. не предусматривался рост площади ООПТ. В рассматриваемый период времени по заказу Минприроды научными организациями страны была выполнена инвентаризация значительной части существующих ООПТ. По результатам этой инвентаризации был ликвидирован целый ряд крупных заказников, объявленных без достаточного научного обоснования (прежде всего, заказников, которые были объявлены для охраны ресурсов лекарственных растений). В результате инвентаризации в 2007 г. общее количество ООПТ республиканского значения сократилось с 104 и до 89, площадь уменьшилась на 110 тыс. гектаров. Взамен ликвидированных заказников Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2015 г. предусматривалось объявление 14 новых заказников республиканского значения общей площадью 89,9 тыс. га, прежде всего, водно-болотных, а также заказников, формирующих ядра национальной экологической сети. Общая площадь ООПТ республиканского значения после реализации Схемы увеличивалась очень незначительно – всего на 17 тысяч гектаров.

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 18 октября 2006 г., посвященного проблемам развития лесного хозяйства, была разработана Национальная стратегия развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г. и Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2015 г. [5, 6].

На 1 января 2007 г. общая площадь ООПТ составляла 8,3% территории страны. Стратегией не предусматривалось увеличение этого показателя. В период с 2010 по 2014 гг. в стране проходила планомерная работа по инвентаризации особо охраняемых природных территорий [7, 8].

В 2010 году Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» был дополнен специальными статьями, которые определяют формирование национальной экологической сети. Критериями выбора территорий, формирующих экологическую сеть, является площадь естественных экосистем, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, наличие и количество мест произрастания обитания охраняемых растений и животных. Для экологических коридоров – наличие путей миграции и расселения диких животных и дикорастущих растений.

В настоящее время действует «Схема рационального размещения ООПТ республиканского значения до 1 января 2025 года». Схемой запланировано преобразование 9 существующих и объявление 3 новых республиканских заказников общей площадью около 30 тыс. гектаров. При этом площадь ООПТ республиканского значения составит около 6,9% территории страны. Этот показатель был успешно достигнут в течение 2015 года за счет объявления 9 новых заказников: «Белая Русь», «Борисовский», «Гайна-Бродня», «Дрожбитка-Свина», «Пойма реки Сож», «Свислочско-Березинский», «Старый Жаден», «Янка» и «Жада».

 

Краткий очерк истории развития заповедного дела в Беларуси в контексте охраны животного мира / Н.А. Юргенсон, В.В. Устин // Актуальные проблемы охраны животного мира в Беларуси и сопредельных регионах: материалы I международной научно-практической конференции, Минск, 15-18 октября 2018 г. / ред. колл. А.В. Кулак [и др.], 2018. - с. 424-433.